Феномен упрямого заказчика

Заказчик дизайн-продукции — лицо заинтересованное в удачном и выгодном вложении денег в «дизайн для себя». Каждый заказчик обычно имеет свое особенное специфическое понятие на счет того, что красиво, а что нет. Заказчик, доверяющий дизайнеру, встречается очень редко. И такой заказчик у дизайнера ценится на вес золота.

Обычно дизайнеру приходится работать с очень уверенным в своем правильном мнении и упорно его придерживающимся заказчиком, который нередко абсолютно обделен художественным вкусом, но воспитан на определенных эталонах и штампах и свято верит в непогрешимость своего мировосприятия. Ок, пусть так, но он даже не прислушивается к советам дизайнера и старается все сделать по своему нисколько не заботять о результате. Спрашивается, зачем тогда он к дизайнеру обратился?

Одно, если заказчик просто не принял работу — не понравилось. И такое случается. Это понятно. Но совсем другое дело, когда заказчик, обращаясь за помощью к специалисту, начинает учить профессионального дизайнера как правильно проектировать.

В феномене такого заказчика мне давно хотелось разобраться. И решить для себя, что же все-таки заставляет таких людей жестоко уродовать проекты, сделанные для них профессионалом.

Работая в дизайн-компаниях, дизайнеры постоянно сталкиваются с проблемой неадекватного восприятия заказчиком хорошо выполненной для него работы. И приходится резать по живому и уродовать по определению красивые вещи. А после такой процедуры получаются проекты в авторстве которых стыдно признаться.

Но, что самое смешное, это явление практикуется дизайн-компаниями повсеместно и с удовольствием. О чем знаю не по наслышке. Обычно работа над проектом для неадекватного заказчика отнимает втрое больше времени, сил, нервов и ресурсов. Вам это нужно? Такие проекты, как правило, проходят определенные интересные стадии развития и рождаются мертвыми.

Проанализируем ситуацию, когда заказчик сознательно портит красивую идею. С чем это связано и как с этим бороться?

Для более-менее полного анализа я провел опросец в среде дизайнеров и смею надеятся, что полученные результаты на 104 kb объективны, а не плод моего больного воображения.

Некоторые цитаты:

Как вы думаете, почему в большинстве своем упрямый заказчик всегда пытается испортить сделанный для него хороший проект? С чем это связано? (сфера промдизайна не затрагивается, поскольку имею в ней небольшой опыт работы)

(10:56 AM)
Это связано:
с тем, что вкуса у них нет, а деньги — есть 🙂

(10:56 AM)
Это связано:
1. специфика менталитета. Раз я плачу — имею право
2. мое мнение — всегда компетентное
3. неразвитый вкус, или полное его отсутствие
4. не понимание идеи дизайна как такого, как идеи т.е. для заказчика это не КОНЦЕПТ, а набор картинок, своего рода пазл который по его мнению не измениться если поменять элементы местами.

(10:56 AM)
1. менталитет — согласен, но умнее было бы прислушиваться к советам специалиста 🙂

2. неразвитый вкус — это понятно, но опять же зачем тогда платить бабки дизайнеру, можно и самому нарисовать 🙂 если результат не волнует, а если результат важен, зачем тогда его портить?

3. непонимание идеи дизайна — тоже обычное явление. Здесь скорее всего упрямство, ведь никто не указывает стоматологу как лучше лечить 🙂 А в дизайне все чувствуют себя специалистами, наверно просто это всем кажется легкой работой не заслуживающей уважения.

4.На счет пазла интересно, получается, что одно из определений отсутствия вкуса — это отсутствие композиционного мышления, когда заказчик не в состоянии охватить и просечь всю композицию в целом (соотношения форм, текстур, цветов, концепции, пространства и т.д.), а видит только отдельные ее части, потому, что его этому никто не учил, а сам он, не имея врожденного опыта, не воспринимает композицию цельно. Отсюда и пожелания «поменять местами, заменить передвинуть и повернуть». В таких случаях я говорю, что проще сразу начать сначала, а не извращаться на тему «а вдруг получится не гэ». И если кому-то нужно время, чтобы просеч, что так будет хуже (а кто-то этого не поймет никогда), то дизайнер видит все несоответствия с первого взгляда. Он типа натренирован на это 🙂 Это его жизнь и работа и хлеб.

(11:02 AM)
Именно менталитет — русский сам во всем специалист, послать нах. врача и пойти лечиться водкой — чисто русское.
Результат волнует относительно и ведь они не считают что они его портят.

(11:03 AM)
Это связано:
С комплексом того, что клиент всегда прав, даже если он обсуждает что-то чего не знает. Люди считают, что они лучше чем на самом деле, кроме того они прислушиваются в основном к мнению других начальников. То есть если бы ты был директором фирмы то твои доводы звучали бы для клиента убедительнее чем когда ты «просто дизайнер». А испортить они не хотят, прото воспринимают искусство проще чем ты. Им достаточно поп-арта в самом черном его проявлении. Пожирнее, поярче, покрикливее. Базарная тема.

(11:04 AM)
А еще на уровне поп-арта мир воспринимают маленькие дети и цигане. И научно доказано, что чем шире кругозор человека и чем он старше и опытнее, тем более способен воспринимать все изыски нашего мира.
Возьмем например цвет. Люди старшего поколения более склонны окружать себя сложными пастельнымиь оттенками, а детям подавай все яркое и броское и не важно, что цветовая гамма кошмарная, главное заметно и блестит.
Ппонял! там где заказчик не видит в порче дизайна для себя угрозы, там он портит безсознательно, как ребенок.
Слышал не западе в книжной индустрии автора книги на пушечный выстрел не подпускают к ее оформлению. Типа ты свое дело сделал — иди кури и нам не мешай. И автор первый раз видит свою новую книгу только после отпечатки тиража. И все замечательно — интересная книжка имеет коммерческий товарный вид. И все это понимают и одобряют.

(11:09 AM)
Есть такая штука на западе давно опроброванная — мы рисуем что хотим и платите вы меньше, если вмешиваетесь — доплачиваете.

Как с этим бороться?

1. Путь автора — «не лезь не в свое дело». Вся посторонняя критика и похвала посылается в сад — рекомендован к обязательному применению только в случаях с авторскими персональными проектами(!)

2. Путь доктора — «последовательное убеждения с примерами». Тихонечко продвигаем свою позицию, путем поэтапного изменения дизайна в правильную сторону — применяется когда заказчик не уверен в себе, сам не знает что хочет, но очень хочет «помочь» дизайнеру и поэтому всячески мешает ему.

3. Путь дипломата — «компромисс и уступки» — применяется когда заказчик уперт и ни в какую. Соглашаемся в мелочах и портим коммерческий вид проекта по минимуму.

4. Путь наблюдателя — «тузик сдох? а нам какое дело…» — применяется, когда заказчик предлагает визуализировать «неправильную» идею без изменений.

И еще:

Здравствуйте.
Прочитал вашу статью «Феномен упрямого заказчика». На самом деле такие люди очень часто встречаются. Хотел добавить свой способ борьбы с такими клиентами. Человеку просто хочется принять участие, поэтому я всегда оставляю кое-какие недоработки, и довожу до конца макет уже непосредственно с заказчиком.
С уважением, Голотовский Сергей.

Удачи вам! Ине переживайте по пустякам 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *